"Грань" прям в центре внимания, свежая статья о перспективах сериала. Кое в чём я категорически не согласна с автором, но всё же перенесу статью сюда:
"Fringe – сериал с противоречивой судьбой, как рейтинговой, так и творческой.
Стартовав с громким именем в продюсерском составе и концепцией «а-ля Секретные материалы», он приковал к себе внимание зрителей и критиков, падких на качественный сай-фай, который, за редким исключением, переживал кризис на телеэкранах с начала двухтысячных. Пилот не обманул ожиданий Fox, ухватившегося за новый сериал от Абрамса, и собрал приличные рейтинги, но вот зрительские ожидания оказались завышены: Fringe получился не более чем сравнительно дорогим фантастическим процедуралом, который вроде бы не обещал особо выдающихся совершений и как-то слишком уж навязчиво подчеркивал духовную связь со своим культовым предком. Другое дело, что и сравнения с «Секретными материалами» сериал не выдерживал: местные главные герои Оливия и Питер явно проигрывали Малдеру и Скалли как харизмой, так и химией, которая по задумке должна была искрить между персонажами. Долгое время единственной актерской достопримечательностью шоу оставался Джон Ноубл, блистательно исполнивший роль безумного ученого Уолтера Бишопа...
Но самая больная подножка, которую создатели сериала поставили сами себе, оказалась бы несомненным плюсом, не будь Fringe в своей основе процедуралом. Сквозной сюжет вышел таким продуманным и захватывающим, что любое отступление от него, любая вертикальная серия-расследование (которые, к тому же, будто бы конструировались по одному и тому же шаблону) встречала скорее раздражение, нежели интерес. Такое положение дел сохранялось на протяжении полутора сезонов, и, казалось, Fringe так и останется в истории телевидения неамбициозной сай-фай текучкой, представляющей ценность исключительно для фанатов, прилежно отыскивающих спрятанного в каждой серии Наблюдателя или разгадывающих зашифрованные послания (к фанатам сериал вообще питает особую нежность и постоянно находит им занятие). Но во второй половине второго сезона все изменилось.
Далее...
То ли создатели, наконец, разглядели сюжетный и актерский потенциал своего проекта, то ли все это была часть какого-то дьявольского плана, но после зимнего хиатуса 2009-2010 сериал расцвел и пустил в ход все свои нереализованные возможности. В мифологии произошел грандиозный скачок (так радикально все менялось до этого, кажется, только в Lost), а Ноублу пришлось разделить пьедестал актерской славы с Анной Торв, преобразившейся буквально на глазах. Только теперь художественный мир сериала сформировался в окончательную самобытную конструкцию и обрел сквозную тему двойников, которую еще в конце первого сезона символически обозначили Башни-близнецы, а в начале второго – шейпшифтеры. Такая перемена пошла на пользу в том числе и актерам: повинуясь сценарию, им пришлось играть не только своих персонажей, но и их двойников, и персонажей, притворяющихся двойниками – серьезный вызов, требующий использовать актерский талант по максимуму и показавший зрителям, насколько удачно подобран каст.
Кроме того, сценаристы умудрились прописать горизонтальную сюжетную линию таким образом, что она ни на секунду не покидала разворачивающиеся на экране события даже в самых независимых от нее эпизодах. Нарратив начал выстраиваться если и не принципиально по-новому, то уж точно с гораздо большей динамикой и осмысленностью: ленивые расследования паранормальных явлений с маячащей где-то там истиной уступили место органичному, напряженному фантастическому триллеру.
Неожиданно Fringe превратился в одну из лучших драм на эфирном телевидении, но вместе с этим начал отчаянно терять популярность. От серии к серии он становился все интереснее, а рейтинги падали все ниже. Возможно, зрительское терпение лопнуло в самый неподходящий момент, но вполне вероятно и то, что те зрители, которые смотрели и любили Fringe, смотрели и любили его именно как наследника «Секретных материалов» с их перманентной дразнящей неизвестностью, и яростные сюжетные скачки, которые случились позже, просто-напросто их отпугнули.
Так или иначе, не вдохновленный последними успехами шоу Fox принял сомнительное решение: после зимнего хиатуса сериал начнет выходить в эфир по пятницам, что для большинства ранее успешных проектов равнозначно ссылке с мучительной смертью в итоге. И, хотя Fringe еще рано списывать в утиль (рейтинги, как показывает практика, – вещь достаточно непредсказуемая, да и успех фоксовских новинок сыграет в решении о продлении сериала немалую роль), он рискует войти в число самых несправедливо закрытых шоу – по крайней мере, с творческой точки зрения.
Но, если это произойдет, последние полтора сезона Fringe все равно стоят того, чтобы их увидеть. Даже если для этого придется перетерпеть первые полтора.