Сегодня в полной мере почувствовала свою филологическую несостоятельность... 10 лет школы и 5 лет углублённого изучения РЯ на филфаке, а в итоге всплыло нечто такое, что попросту не отложилось в моём мозгу или вылетело оттуда за ненадобностью...
Речь идёт об оформлении диалога в современных книгах.
При чтении фэнтезятины постоянно натыкалась на одну речевую конструкцию, которая раздражала и не давала покоя - тренированный мозг сигналил, что так не пишется, и тут же выдавал подтверждение в виде заученных когда-то правил и схем. Читала я читала, сомневалась, а потом решила - блин, редакторы и корректоры ведь не с улицы набираются (я надеюсь), не могут они не знать элементарных правил... Чтобы не растекаться мыслью по древу, перейду сразу к примерам, самым простеньким.
Допустим, есть у нас кусок диалога, запишу в двух видах:
1. - Привет, - улыбнулась я, - как жизнь?
2. - Привет. - Я улыбнулась. - Как жизнь?
В принципе, он в полной мере отражает укоренившееся в моём мозгу правило.
Грубо говоря, если в "словах автора" вместо слова "сказал" ставится какой-либо другой глагол, пишется как в варианте 1.
Если же акцент делается на действие кого-либо, происходящее параллельно разговору, то оформляется вариант 2.
Это легко запоминается и в принципе, поскольку я всегда использовала знание правил для написания текстов, а не для выискивания ошибок в уже готовых, позволяет и свои предложения выстраивать согласно этой схеме.
*речь не идёт о множестве других вариантов написания диалогов, под раздачу попал именно этот пункт*
Так вот в книгах, особенно современных русскоязычных авторов, мне стали очень часто попадаться предложения, построенные иначе. Пример:
3. - Ну надо же, - он посмотрел на меня с лёгким прищуром, - какие люди. (или по аналогии с первыми двумя - Привет, - я улыбнулась, - как жизнь? ).
И долгое время я не могла понять, почему редакторы допускают такие ошибки в готовых произведениях А оказалось, это моё личное упущение... потому что кусок правила просто выветрился из головы
С одной стороны, не критично, потому что это никогда не мешало мне самой писать грамотно, а с другой... Неприятно как-то