В центре внимания два рода — Пандавы и Кауравы. Они принадлежат к одной династии Куру, но соперничество между ними не знает границ. Род Пандавы олицетворяет в себе светлое, доброе, божественное начало, в то время как род Кауравы — это средоточие зла, зависти и подлости. Соперничество между двумя ветвями одной династии происходит за власть, богатство, владение столицей страны — Хастинапур. После того как старший и мудрейший из рода Пандавов Юдхиштхир становится царем страны, ненависть и злоба Кауравов переходит все границы: они придумывают подлый и коварный план.

Путь мой в эти степи был долог и тернист. Впервые я узнала о существовании этого эпического сказания из бхагават-гиты, когда в наш книжный магазин привезли книги по модному в то время "течению" и когда мы с коллегой читали их и потом пересказывали друг другу, изрядно веселясь В общем, почитали и забыли. Потом, пару лет назад я прочитала книгу об Индии и индусах, в ней, конечно же, не могли не упомянуть "Махабхарату", да так часто упоминали, что я не выдержала и прочитала краткое содержание. Прочитала и забыла. И вот во времена уже не столь далёкие, попалась мне на рутрекере раздача с этим сериалом... И былой интерес (хоть и несерьёзный) внезапно проснулся - экранизации я люблю, а эту, ко всему прочему, ещё и хвалили, сравнивая с не особо удавшимися предыдущими.
Так я докатилась до того, что стала смотреть индийский сериал
Первая же серия ввергла меня в шок, а рука просто приросла к лицу в жесте фэйспалма. Это было... Это было настолько непохоже на всё, что я смотрела раньше... Мужчины и женщины, обвешанные с ног до головы украшениями, мелькавшие повсюду обнажённые части тела (в смысле, эти самые украшения мужчины любили носить на голу грудь), заумные до одурения разговоры героев. Ох, эти разговоры Сейчас, когда за плечами осталось более 200 серий, они стали совсем привычны уху, но поначалу... Едва ли не каждая вторая фраза начинается поэтическим сравнением, а-ля "подобно тому, как реки впадают в океан, так и ... бла-бла-бла" - в любой ситуации, из уст практически любого героя, сравнения с чем угодно, в каждой серии. Ооо, это был вынос мозга
И первая же серия шокировала меня индийскими спецэффектами Это что-то настолько... фееричное, что даже трудно подобрать слова. Некоторые "эпизоды" я даже постила в инстаграм, просто не смогла удержаться Вообще же, как говорят знатоки, для индийского кино такие спецэффекты - очень даже неплохи, в предыдущих экранизациях был вообще тихий ужас и меня так и подмывает сходить посмотреть, так что я морально настроилась, что то, что я вижу - это хорошо. И неважно, что здесь уже не фэйспалм, а отпавшая челюсть
"Махабхарата" - до неприличия большая книга. КНИГА. Если я не ошибаюсь, в оригинале 8 внушительных томов, которые и в "кратком изложении" (есть в магазинах такие двухтомники) насчитывают что-то около 1800 страниц. И хотя основной сюжетной вехой считается заявленное в аннотации противостояние двух ветвей одного рода, книга охватывает просто-таки гигантское количество побочных историй и судеб.
Первые серий, наверное, 50 (и каких-то 100 страниц из 1800), посвящены двум поколениям, предшествующим Пандавам и Кауравам. Именно там и было посеяно семя, в итоге приведшее к великой битве Бхараты (читай - Мира, Индии). Далее - рассказ непосредственно о братьях, которым волею судьбы придётся стать врагами. Добавим сюда множество второстепенных персонажей и линий. Люди, ракшасы, наги, боги, полубоги... Кого в этом сказочном индийском эпосе только нет.
Об этом очень сложно писать, ибо это нужно смотреть. Да, изначально я продиралась сквозь дебри непривычного странного мира, но потом процесс пошёл веселее. Вернее, весело он шёл с самого начала Потом, как это бывает, я втянулась. Потом, когда сериал поднадоел, смотрела из чистого принципа - раз уж начала... раз уж столько серий уже посмотрено... не бросать же... На этом принципе я быстренько доехала до серий, которые снова заинтересовали, а некоторые реально заставляли прилипнуть к экрану, таким напряжением они были пронизаны. Ещё позже, когда число серий перевалило за вторую сотню, я уже снисходительно так посмеивалась, мол, тьху, что мне 67 серий, когда столько за плечами И вот досмотрела.
Было забавных ситуаций, просто не счесть. Конечно, всё это прописано в первоисточнике, а из песни слов не выкинешь, как говорится. Из того, что запомнилось:
хи-хи

Ну а если серьёзно – сериал шикарный. Вот шикарный, и всё. Несмотря на все недочёты, дешёвые смешные спецэффекты и компьютерную графику, «картонные» доспехи и оружие, ужасно неправдоподобную массовку в батальных сценах…
«Махабхарата» - это энциклопедия индийской жизни с воспитательным уклоном. Кажется, в этом сериале есть ответ на все возможные вопросы на тему «что такое хорошо». Во главе угла на протяжении всех серий – понятие дхармы, упрощённо говоря – праведности. Складывается она из пяти составляющих, из которых я помню только – терпение, преданность, любовь, справедливость... Дхарма, на самом деле, очень коварная штука – тебе кажется, что ты живёшь правильно, не грешишь, выполняешь данные клятвы… а на деле оказывается, что слепо следуя своей личной дхарме, напрочь забываешь обо всём остальном и о том, какие последствия твои поступки будут иметь для других людей. В каких ситуациях возможно отступить от личной праведности в пользу праведности всеобщей – наглядно показывает нам «Махабхарата». Призывая нас в свидетели, серия за серией она углубляет и расширяет в нашем сознании понятие дхармы, и мы учимся вместе с главными героями, наступаем на грабли и снова идём вперёд, и под конец сериала, кажется, уже точно можем распознать дхарму и адхарму.
Герои достаточно чётко разделяются на положительных и отрицательных, даже внешне. Выражения лиц, улыбки, смех… Злодея видно издалека, разве что пальцем в него не тыкают.
Герои положительные, в противовес выше обозначенным, все из себя белые, пушистые и благородные. До такой степени, что их хочется пристукнуть гораздо чаще, чем ребят из противоборствующего лагеря А всё почему? Да потому что как раз положительные герои в бОльшей степени «страдают» беспрекословным следованием дхармы, которое порою заводит их в такие непроходимые дебри дебилизма, что мама не горюй
Ну да ладно, ведь есть некий товарищ, который на протяжении всего сериала проповедует те самые простые истины, о которых обычный человек в своей жизни вообще мало задумывается. Имя этому товарищу – Кришна. Поначалу он выступает как бы в роли рассказчика, гуляет где-то в своём райском саду (к слову, до ужаса искусственном), и всё происходящее служит иллюстрацией к его рассуждениям. Через пару десятков серий Кришна наконец спускается с небес на землю и становится активным действующим лицом. Он, кстати, единственный положительный персонаж, который не вызывает раздражения, ибо это же Кришна… Он всё знает и он мега-крут А ещё он постоянно улыбается… и смотрит одинаково голодным взглядом на мужчин и женщин
Кстати, о взглядах. Что ни говори, а по сути «Махабхарата» - это мыло, причём мыло индийское, поэтому нужно быть готовым к тому, что по мыльным традициям нас будут потчевать долгими гляделками. ДОЛГИМИ. ОЧЕНЬ ДОЛГИМИ (как-то я ради интереса засекла время… когда Кришна познакомился с одной из своих жён, они молча смотрели друг на друга и улыбались под музыку 6 минут… МОЛЧА… УЛЫБАЛИСЬ 6 минут ). Схема примерно такова. Представим, что в комнате собрались 5 человек, они разговаривают, чаще всего речи у них носят какой-то… шокирующий характер, так что каждая вторая реплика сопровождается закадровым ударом грома и лицезрением физиономии каждого из пяти присутствующих на протяжении как минимум 3 секунд, да ещё не по одному разу. И так почти после каждой фразы! Вообще, актёрам этим не позавидуешь – это ж надо так уметь играть лицом, чтобы малейшее изменение выражения было видно, потому что камера постоянно выдаёт крупный план, потом ещё и ещё. Постепенно к такой манере съёмок привыкаешь, но всё равно это съедает туеву хучу времени – пока камера не проедется по всем лицам по 2 раза, никто дальше не говорит! Даже в финальной войне все больше занимались болтологией, чем битвой.
И тем не менее, ещё раз повторюсь – сериал шикарный. Да, в некоторых моментах он значительно отступает от оригинала, но при этом, я считаю, очень хорошо справляется со своей задачей – вложить в головы людей знания о вере, праведности, чести и не дать забыть новому индийскому поколению свою историю, рассказанную в многотомной «Махабхарате» (которая, к слову, ранее вообще передавалась из уст в уста, подобно фольклору).

Ps Оставив позади 267 серий этой индийской травы, я с ужасом понимаю, что хочу ещё И вся проблема в том, что хотеть есть что! Тут тебе и «Махабхарата» 1988 года (хе, меньше ста серий), и экранизации другого эпоса «Рамаяны», одна опять-таки старенькая и не очень продолжительная, а вторая, о боги, 2015 год и больше 300 серий… И там юный Кришна… Блин…

Pss А если уж совсем по-честноКу, в этом абсолютно а-шипперистом сериале я умудрилась присмотреть себе парочку любимцев. Хе, конечно, это Кришна и его… подруга, сакхи Драупади (на фото он в центре, она слева). Даже наличие пяти мужей у неё и жены у него меня не смутило, ибо Кришна и Драупади в каноне (как вообще можно говорить о каноне, когда это повествование о богах ) являются земным воплощением бога Вишну и его жены Лакшми. Так что искорки между этими персонажами, так сказать, предначертаны свыше.
Вообще же, чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета и понять, ху ис ху и чьё воплощение и кто этот воплощаемый… Короче, можно до конца жизни изучать бхагават-гиты, оригинальные «Махабхараты», «Рамаяны» и прочие эпические и не очень тексты индуизма и всё равно остаться в неведении

Субъективно: 8 из 10
Объективно: IMDb 8.80
Пересмотр: местами