Итак, первая книга, прочитанная в новом году, соответствует общему настроению - азиатскому

Китай сегодня у всех на слуху. О нем говорят и спорят, его критикуют и обвиняют, им восхищаются и подражают ему.
Все, кто Вступает в отношения с китайцами, сталкиваются с "китайскими премудростями". Как только вы попадаете в Китай, автоматически включаются веками отработанный механизм, нацеленный на то, чтобы завоевать ваше доверие, сделать вас не просто своим другом, но и сторонником. Вы приезжаете в Китай со своими целями, а уезжаете переориентированным на китайское мнение. Жизнь в Китае наполнена таким количеством мелких нюансов и неожиданностей, что невозможно не только к ним подготовиться, но даже их предугадать. Китайцы накапливали опыт столетиями - столетиями выживания, расширения жизненного пространства и выдавливания "варваров".


Продолжаю знакомиться с культурой разных стран. На очереди - Китай. Пока читала, не единожды возникала мысль, что китайская культура довольна схожа с культурой индийской, и в этом нет ничего удивительного - и та, и другая насчитывают около 10 тысячелетий истории.
Что касается конкретно этой книги, написана она достаточно простым языком, чтобы максимально облегчить читателю путь в глубины китайского мировоззрения. С той же целью в начале книги есть пара глав истории - как возникло это государство, через какие тернии прошло на пути к тому, что имеет сейчас. Воспринимается сложновато, с обилием названий династий, имён правителей и деятелей культуры. Также даётся краткий экскурс в политическую систему страны, на разных исторических этапах. В общем, начало книги - этакий фундамент знаний, необходимый для того, чтобы лучше понять всё дальнейшее.

_ Китай, каким мы его знаем, начал "образовываться" только в 1992 году после довольно неспокойного времени, которое продолжалось аж с середины 19 века. В 1992 образовалась Китайская Народная Республика, здравствующая и поныне. Состоит КНР из более чем двадцати провинций (которые делятся на округа, а те имеют свои столицы), четырёх городов центрального подчинения и двух особых округов (Гонконг и Макао). Остров Тайвань китайцы считают одной из провинций, в то время как сами тайваньцы обособляют себя в т.н. Китайскую Республику (это название носил и весь Китай до 1992 г.)

_ Китайцы - патриоты до мозга костей. Они с пелёнок знают, что живут в особенной стране, "Срединной Земле", то есть в центре мира, проще говоря Очень хорошо эта сторона китайского мировоззрения видна на ранних картах, где территория страны обозначалась со всеми подробностями, а все остальные страны были разбросаны вокруг в виде окружностей. Это не означало, что китайцы не знали расположение или площадь своих соседей. Знали, но им было пофиг
Занимательно, откуда пошло название "Поднебесная": китайцы воспринимали мир как некий квадрат, над которым располагается круг - небо. Этот круг отбрасывает на квадрат большую тень, занимающую практически всё пространство Это и есть - Поднебесная, Китай. А то, что осталось от квадрата в уголочках - другие страны

_ Единый китайский язык - понятия относительное. Существует язык официальный, на котором говорят по тв и радио, а также самые многочисленные языки, на которых разговаривает больше всего населения. Все остальные - множество диалектов, носители которых могут запросто не понять друг друга от слова совсем. Лингвисты до сих пор не определились, какие из этих языков считать отдельными, а какие - диалектами - у них есть и своя письменность, и своя грамматика, особенности построения предложений и т.д.

_ Иерографическое письмо делится на две официальные разновидности - традиционное и упрощённое. Сейчас больше в ходу упрощённое написание, а вот китайцы, обитающие за пределами своей страны, предпочитают пользоваться традиционным, отчего у молодёжи, выезжающей за рубеж, нередко возникают трудности - они не могут читать новости или книги.

_ В китайском языке нет слов, обозначающих личность/индивидуальность, есть общие понятия а-ля "каждый человек", потому как любой китаец воспринимает себя через отношение к нему близких людей. Это может быть семья, коллеги, друзья и всё государство в целом. Индивидуализм здесь не приветствуется, нужно соответствовать ожиданиям той группы людей, в круге которой ты находишься.
Поэтому, когда обращаешься к человеку, нужно прежде всего называть его фамилию, которая говорит о его принадлежности к определённому роду, и только потом имя. Только по имени общаться могут очень близкие люди, а если человек малознакомый, то перед фамилией добавляется ещё и название профессии. Ну и само собой - менять местами имя и фамилию, как например в нашем языке, там нельзя, потому что имя станет фамилией, а фамилия - именем.

_ Китайцы жуткие хитрюги. Целыми столетиями вынужденные выживать в ходе различных завоевательных походов, которые устраивали на их территории "варвары" их других земель, китайцы научились разрабатывать грамотные военные стратегии, а потом с течением времени эти стратегии перекочевали и в бизнес, и в повседневную жизнь. Китайцы будут юлить, изворачиваться, льстить, действовать то кнутом, то пряником, чтобы в итоге заполучить то, что им нужно. Любой иностранец для них - лишь способ достичь своей цели.

_ Китайцы в большинстве своём атеисты. Самые распространённые религии - буддизм, даосизм и конфуцианство воспринимаются скорее как духовные течения. На деле же среднестатистический китаец поклоняется лишь своим предкам, да ещё может расставить дома статуэтки-символы (богатства, процветания, здоровья, любви и т.д.)

_ Китайцы - создатели фэн-шуя, поэтому многие придерживаются этих правил и норм. Из интересного - числом смерти считается 4, а также числа, содержащие эту цифру. В гостиницах нет 4 и 14 этажей, а также 13-го, как дань уважения европейской традиции, так что нумерация может перепрыгивать с 12 сразу на 15.
Самое удачное число - 8 и его производные. Цвета траура - белый, сочетание жёлтого и голубого. Цвет счастья - красный. Цвет измены - зелёный. Хотя в повседневной жизни зачастую всё это теряется, и китайцы запросто щеголяют в белоснежных костюмах и т.д.

_ При всей строгости делового этикета (кого и как первым приветствовать, кому и как дарить подарки, как разговаривать и как реагировать на ответные реплики, как не поставить партнёров в неловкое положение и как не остаться в дураках самому, как проводить деловые обеды и как себя вести на них и т.д. по длиннющему списку), китайцы на переговорах могут запросто начать заниматься оздоровительными процедурами, а-ля протирание глаз или массаж лица... Или закатать брючины и почесаться, где захочется. Естественно, партнёрам-иностранцам так себя вести непозволительно.

_ Китайская медицина в самом Китае - способ заработать денег на туристах, поэтому соваться туда рекомендуется только с человеком, хорошо разбирающимся во всех тонкостях (то есть с китайцем), он хотя бы поможет выбрать серьёзное заведение и более-менее сориентирует. Тот же принцип действует и для аптек - на руках у вас должен быть рецепт или точное название того, что вам нужно, иначе очень высок риск получить что-то иное.
Диагнозы, которые ставят во всём мире, в Китае тоже "не работают". Не удивляйтесь, если врач в госубольнице вынесет вердикт "недостаток энергии цы в печени" или нечто подобное.

_ Хорошо объяснили принципы китайского бизнеса. Поскольку в стране огромная конкуренция, зарабатывать пытаются на всём. Типичен такой пример - отправляются засланные казачки в другие страны, чтобы выяснить потребности населения. Какая обувь больше всего пользуется спросом? Какая техника? Чего не хватает людям "для полного счастья"? С собранной информацией казачки возвращаются, и очень быстро налаживается производство нужного товара по бросовым ценам. Первоначально качество товара может хромать, но китайцы быстро учатся, поэтому чем дольше вещь в производстве, тем выше её качество. Постепенно повышается и цена. Таким образом, далеко не всё, что "мэйд ин чина", будет фигнёй. Ну и кроме того, многие мировые бренды строят в Китае свои производства из-за дешёвой рабочей силы, но это опять же не означает, что качество такой работы будет хуже, контроль очень жёсткий.

_ Кстати говоря, слово China по сути не имеет никакого отношения к оригинальному названию страны. Так Китай стали называть американцы ещё в те годы, когда главным экспортным продуктом оттуда были фарфор и чай (схожее звучание). Ну а мы, русские, название Китай взяли из названия одной из народностей - китани.
Как Китай зовётся на самом деле, я благополучно забыла

Чего в Китае делать НЕЛЬЗЯ:

_ Не пытайтесь сойти за своего. Даже если вы начитаетесь книг про Китай и его обычаи, если можете сказать что-то по-китайски или прикупили супер-пупер-наряд в азиатском стиле... Никакие ухищрения не поставят вас на один уровень с жителем Китая, для него вы всегда будете чужаком. Интерес может вызвать культура вашей собственной страны, а никак не закос под китаёза.

_ Никогда не обсуждайте с китайцами историю Китая, если только вы не являетесь доктором наук какого-нибудь востоковедческого ВУЗа и не обладаете энциклопедическими знаниями по теме

_ Никогда не обсуждайте другие национальности. У китайцев есть своё устоявшееся мнение по поводу обитателей практически всех стран. К некоторым они относятся откровенно отрицательно, к другим - нейтрально, к третьим - натянуто-положительно и т.д. Вы никогда не разберётесь во всех нюансах.

_ Не ввозите в страну материалы порнографического характера. Даже самая невинная газетёнка или фото в кошельке может повлечь за собой суровое наказание...

Вообще, книга интересная, с одним большим НО. Написана она прежде всего для бизнесменов, собирающихся работать в Китае. И соответственно, закос идёт именно в эту тему - делового этикета. В своей рецензии я попыталась выцепить наиболее общие моменты, которые всё же в книге попадались.
И в любом случае повторюсь - познавательно и интересно, хотя могло бы быть ещё интереснее.