Художник Борис Райский, вообразивший себя этаким "идейным донжуаном", видит своей высшей целью то, что сам именует "пробуждение женщины для страстей". Однако намеченные им для "пробуждения" жертвы что-то не спешат падать к ногам соблазнителя — красивая молодая вдова заводит роман с другим, а юная воспитанница бабушки Бориса, помещицы Бережковой, Марфинька, предпочитает тихое семейное счастье с положительным и состоятельным молодым поклонником. Когда же в имение Бережковой Малиновку возвращается старшая сестра Марфиньки, таинственная и замкнутая Вера, события принимают совсем иной оборот — неудачливый обольститель Райский влюбляется в нее всерьез и по-настоящему…

Долго я мурыжила эту книгу, и не потому, что неинтересно, а просто медленно она читается. Классически-тяжёловесный гончаровский слог, увесистые описания, подробные психологические портреты и самокопания героев. Целая вереница харАктерных "типажей" России 19 века, приятных и не очень. Главные герои, вызывающие очень противоречивые эмоции.
Борис Райский - этакий баловень судьбы, эгоистичный, легкомысленный, к 35 годам так и не определившийся, что ему делать по жизни, возомнивший себя "артистом" - его бросает из одной крайности творчества в другую, нигде толком не задерживая. Единственное, в чём он твёрдо уверен - что все обязаны жить полной жизнью, не оглядываясь на закостенелые привычки предыдущих поколений. Райский, аки натура творческая, поклоняется красоте, увлекается прелестными женщинами направо и налево и стремится донести до них свои понятия о правильной жизни по современным обычаям. Фамилия у героя, к слову, говорящая - всё витает в своих фантазиях В противоположность ему, как представительница консервативной точки зрения выступает бабушка Райского, Татьяна Марковна Бережкова, а две её другие "внучки" (седьмая вода на киселе) - словно поле боя, то есть влияния, для своих старших родственников. Вереница второстепенных героев, оттеняющих характеры главных - всё как водится в хорошей классической литературе.
Но конечно не обошлось и тут без ложки дёгтя.
- Восклицательные знаки. Везде, и это очень утомляет. Если герои шепчут - в конце всё равно восклицательный знак. Если задают вопрос - там тоже восклицательный знак Вроде мелочь, но...
- Некоторые диалоги. Когда Райский пускается в свои рассуждения о правильной жизни, это превращается в длительное переливание из пустого в порожнее. А когда его собеседницами выступают Вера, Марфинька или София - всё, тушите свет Каждый раз я подступала к разговорам этих героев с большой опаской
- Характер Веры. То, как она обращалась с Райским - просто выше моего понимая, её хотелось чем-нибудь легонько стукнуть. По сравнению с ней даже сам Райский, воспылавший к ней страстью в первую же встречу, выглядит вполне нормальным
В общем, книга хорошая, нагруженная подзавязку идейными соображениями, что впору писать сочинение на ту самую "что-хотел-сказать-автор" тему. Сейчас я уже не сильна в подобном, но по мере чтения так и чувствуется, как скрипят и разрабатываются подзаржавевшие уже шестерёнки в мозгу

ps Но блин, как же они все страдают Невольно закрадывается мысль - если бы были заняты работой, а не шатались с утра до вечера вообще без дела, времени на буйства было бы меньше