Джошуа Мезрич проливает свет на одно из самых важных, удивительных и внушающих благоговение достижений современной медицины: пересадку органов от человека к человеку. В этой глубоко личной и необыкновенно трогательной книге он освещает удивительную сферу трансплантологии, позволяющей чудесам случаться ежедневно, а также рассказывает о невероятных врачах, донорах и пациентах, которые стоят в центре этого практически невообразимого мира. Автор приглашает нас в операционную и демонстрирует удивительный процесс трансплантации органов: изысканный, но динамичный танец, требующий четкого распределения времени, впечатляющих навыков и иногда творческой импровизации. Большинство врачей борются со смертью, но трансплантологи получают от смерти выгоду.

Взявшись за эту книгу, я впервые серьёзно задумалась, а не сталь ли донором органов после смерти? Хоть какая-то польза от меня будет, если канеш мои болячки не являются противопоказанием *спойлер - кажется, являются
Книга о трансплантологии. Даже скорее о её истории. Автор, известный хирург-трансплантолог, рассказывает нам и о своём становлении как врача и о вкладе в эту область медицины тех, кто стоял у её истоков, начиная с 30-40-х годов 20 века.
Я читала и периодически ужасалась, насколько кровав был исследовательский путь врачей в те времена. Сколько животных гибло в этих опытах, сколько пациентов умирало во время самой операции и от осложнений… Конечно, в случае с людьми можно было утешиться тем фактом, что без операции у них не было шансов вообще, а тут появлялся, хоть и мизерный. И насколько мужественным и смелым нужно было быть, чтобы продолжать исследования, искать новые пути и возможности, в то время, когда у тебя умирает 9 пациентов из 10, а то и все.
Эту книгу порою читаешь, как захватывающий роман, когда герои вот-вот совершат открытие… но пациент умирает, и начинается новый виток.
Даже когда врачи наконец научились пересаживать органы, остро вставала проблема иммунного ответа организма. И казалось бы успешные пересадки вновь и вновь заканчивались отторжением и смертью. С другой стороны, вследствие имунносупрессии не меньше людей погибало из-за инфекций, и только с открытием пенициллина в 80-х дела пошли на лад.
Что запомнилось…
_ Раньше пересадку почки осуществляли в бедро или плечо пациента, и только потом стали «подсаживать» к неработающей почке, которую, кстати, не удаляют, а оставляют в теле.
_ Чтобы уменьшить иммунную атаку на пересаженные органы, изначально использовали облучение пациента нелетальными дозами, имунносупрессоры появились позже. Тем не менее, зачастую именно имуносупрессия становилась причиной гибели пациентов. Орган приживался, но организм был слишком ослаблен, чтобы бороться с инфекциями. Отсюда печальная статистика послеоперационной выживаемости даже в течение недель\месяцев, не то что лет.
_ Чтобы выполнять операции на открытом сердце, в качестве «источника» искусственного кровообращения использовали второго человека с той же группой крови, кровь пациента пропускали через артерии/вены второго. Первые механические приборы появились в 50-е при поддержке компании IBM, а первая успешная пересадка сердца произошла в 1967-м.
_ Самая рискованная пересадка – это пересадка печени, поскольку пациенты там не стоят в «привычной» очереди, а оперируются по наихудшему состоянию. Таким образом, на операционный стол они попадают фактически находясь при смерти.
_ Так же и для живого донора. Поделившись половиной печени, человек рискует получить осложнения или даже умереть с гораздо большей вероятностью, чем, например, при донорстве одной почки. 30% по печени против 5% по почке.
К слову - в РФ первая успешная пересадка части печени между близнецами (наиболее легкий вариант, если можно так выразиться) произошла только в 1997 году, мы отстали в этом плане почти на два десятилетия.
Кроме всего прочего в книге множество историй пациентов, какие-то со счастливым финалом, какие-то с трагическим. Особенно тяжело было читать про людей, переживших саму трансплантацию с осложнениями, с множественными повторными операциями, но всё равно умершими вскоре после этого (опять же зачастую от инфекции).
Трансплантология относительно молодая отрасль медицины. В полную силу она развернулась только к 80-м годам двадцатого века, примерно к этому времени успешных пересадок почек, сердца и печени стало значительно больше.
Важное уточнение – успешная пересадка не означала долгую и счастливую дальнейшую жизнь пациента. Случаи последующей скорой смерти всё равно были очень часты, просто причина была в другом, вскрытие показывало нормально функционирующий пересаженный орган.
В настоящий момент ведутся многочисленные исследования на тему пересадки органов человеку от животных. Такие случаи были и раньше (донорами выступали преимущественно обезьяны, иногда в разного рода процедурах использовали свиней), начиная с 60-х, но в определённый момент на эту область наложили мораторий. Сейчас в почёте у трансплантологов именно свиньи. Их геном в достаточной степени похож на человеческий, да и размер органов подходит. Осталось избавиться от генетических склонностей к определённым вирусам, и в скором времени человечество может получить своеобразные фабрики по выращиванию органов.

В 21 веке читать про все эти только возникавшие технологии было подобно погружению в фантастический мир. Медицина воистину невероятна, а люди, стоявшие у кровавых истоков – реальные герои.
Полбалла скину за отношение к читателю, как к студенту-медику, который выучил анатомический атлас наизусть и вообще чувствует себя как рыба в воде в медицинских понятиях