Классик польской литературы, почетный академик Петербургской академии наук, Генрик Сенкевич был блистательным историческим романистом. Подобно Гюго, Дюма, Толстому, он сумел описать великие события минувших эпох, уделив внимание и личности человека - творца этих событий. В 1905 году Сенкевичу была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой "За выдающиеся заслуги в области эпоса". «Камо грядеши» – самый известный его роман, действие которого развивается на протяжении четырех последних лет правления Нерона (64 - 68 гг. н. э.), во времена становления христианства и первых деяний апостолов. На фоне исторических событий, навсегда изменивших облик западной цивилизации, Сенкевич рассказывает трагическую историю любви римского аристократа к гонимой властями христианке.

Именно для чтения этой книги мне понадобилось предварительно ознакомиться с «Жизнью Древнего Рима».
От романа Сенкевича я ожидала немного другого, думала, действо будет более масштабное. В принципе, масштабность здесь имеется, просто автор решил пойти немного другим путём и изобразил весь эпик на примере нескольких героев, сделав их яркими представителями определённых политико-общественных ниш.
С одной стороны, мы видим так называемое «высшее общество». Богатые, погрязшие в неправедности и разврате аристократы, ни во что не ставящие чужую человеческую жизнь, привыкшие жить в своё удовольствие, в праздности и эгоизме.
С другой стороны, только-только зарождающееся, пока ещё тайное христианское учение, с совершенно противоположными ценностями любви к ближнему, прощения врагов, милосердия и т.д.
Столкновение двух этих миров лейтмотивом проходит через весь роман и отчётливее всего видно на примере отношений Виниция и Лигии, молодого аристократа-трибуна (военоначальник) и юной праведницы.
Конечно же, в книге множество других персонажей, так что вышеозвученная чёрно-белая палитра изрядно разбавлена серостью.
Несомненно, моим любимым героем стал дядя пылкого трибуна, Петроний (тоже трибун, но я так и не поняла, чем конкретно он занимается). Умный, проницательный, начитанный аристократ, этакий скептик-тире-атеист-тире-пофигист. Он прекрасно понимает всю неправильность сложившегося образа жизни, но принимает эту реальность такой, какая она есть. Он не пытается ничего изменить, восхваляет Императора в глаза и поносит за глаза, живёт сегодняшним днём по образцу аристократического сословия и с лёгкостью подстраивается под обстоятельства. Мне понравилось, что до конца романа Петроний остался верен своим идеалам и ушёл тогда и так, как посчитал нужным.
В общем, роман мне очень понравился. Да, там присутствуют довольно утомительные куски сплошного текста на тему христианства, а от поведения главных героев иногда хотелось удариться лицом об стол. Да, точка зрения автора бьёт читателя прямо в лоб - внешний блеск и бездуховность проигрывает накорню внутренней красоте и праведности, никак иначе. Но в целом это было круто. И необычно, поскольку с темой Древнего Рима я знакома разве что по курсу античной литературы в универе (то есть чуть больше, чем никак). Спешить во время чтения этой книги не нужно, она неторопливая, размеренная (иногда даже слишком, да), написанная прекрасным языком и прекрасно переведённая.
Короче говоря — зачёт. И место на полке.