Моей крыше приятно съезжать в сопровождении чужих крыш, выбравших примерно то же направление движения (с)

Творчество Евгения Ивановича Замятина (1884 - 1937) па протяжении полувека было практически неизвестно широкому читателю. В конце 20-х годов многие его произведения подвергались шквалу критических нападок, что заставило писателя покинуть СССР. А между тем в 10-20-е годы Замятин был одним из известнейших наших прозаиков.
"Мы" - знаковый роман, с которого официально отсчитывают само существование жанра "антиутопия" Запрещенный в советский период, теперь он считается одним из классических произведений не только русской, но и мировой литературы ХХ века. Роман об "обществе равных", в котором человеческая личность сведена к "нумеру". Но можно ли вытравить из человека жажду свободы, пока он остается человеком?
"Заставив" коллегу читать очередную умную книжку, вдруг подумала - а почему бы не почитать (или перечитать) её самой, м?


Опять же хз, читала я её когда-то в кратком или полностью... Но не суть, перечитала да и ладно.
После простеньких книг Чейза возвращение в лоно русской классики далось мне... скрипуче

С другой стороны стены - "они там", неизвестный далёкий мир, где сохранилась первозданная природа, где остались некоторые люди, эволюционировавшие обратно в обросших шерстью существ. А ещё "они там" - это люди из прошлого, к которым в своих дневниках обращается главный герой, Д 503, это мы с вами, живущие в таком древнем и несовершенном мире. Д 503, насквозь пропитанный математическим мышлением и железобетонной логикой, является истинным воплощением "нового дивного мира". До тех пор, пока на его пути не встречается нумер I 330, которая и своим видом, и своим поведением буквально выбивает почву из-под ног правильного Д 503. Все изменения, произошедшие с ним, читатель может ясно наблюдать по стилю изложения его дневниковых записей - от математически-точных в начале ко всё более беспорядочным (и тут не могу не сказать о мастерском авторском слоге; каждая запятая, каждая буква, каждое слово на своём месте, и тем более начинаешь ценить тот факт, что роман изначально написан на русском, что он не испорчен "видением" какого-нибудь переводчика). Что может ждать людей, посмевших сказать "я", в мире, где всё подчинено "мы"? И что это за болезнь такая... душа?
Неоднозначное произведение. Во время чтения у меня то и дело возникали самые разные ассоциации. Сначала мне вспомнился Спок с его всегдашней железной логикой. Потом атмосферно книга напомнила мрачноватые миры Дяченко. Дальше - всплыл в памяти какой-то антиутопический фильм на схожу тему, вроде "Остров" называется. Следом какие-то космические ассоциации... И даже путинские единороссы посетили мои шальные мысли

В общем, "Мы" стоит почитать хотя бы для того, чтобы просто взглянуть на некоторые вещи со стороны и поразмыслить над ними. Написанная в далёком постреволюционном 1920-м, эта книга представляется хорошим таким... зеркалом эпохи. Даже сейчас.
И конечно же, это произведение невозможно не растащить на цитаты.
Тем двум в раю — был предоставлен выбор: или счастье без свободы — или свобода без счастья, третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу — и что же: понятно — потом века тосковали об оковах. Об оковах — понимаете, — вот о чем мировая скорбь.
Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как… ну, как движение аэро и его скорость: скорость аэро=0, и он не движется; свобода человека=0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы.
А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь. Кто, когда и сколько хотел… Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую, рожали детей. Не смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыбоводство (у нас есть точные данные, что они знали все это) и не суметь дойти до последней ступени этой логической лестницы: детоводства.
читать дальше