Моей крыше приятно съезжать в сопровождении чужих крыш, выбравших примерно то же направление движения (с)

"Собор Парижской Богоматери" - величайший исторический роман франкоязычной прозы. Книга, в которой увлекательный, причудливый сюжет - всего лишь прекрасное обрамление для поразительных, потрясающих воображение авторских экскурсов в прошлое Парижа. Книга, в которой каждый читатель найдет что-то свое... "Собор Парижской Богоматери" экранизировали и ставили на сцене десятки раз, однако ни одной из постановок не удалось до конца передать масштаб и величие романа Гюго.
Встретились две женщины.
Первая: Ох уж эти цыгане... Я их боюсь.
Вторая: Почему?
Первая: В некотором царстве жила-была...
Вторая, спустя 5 страниц текста: Ну а цыгане?
Первая: Подожди, я к этому и веду. Так вот...
Вторая, спустя ещё 10 страниц: Всё это очень интересно, но что же цыгане?
Первая: Подожди! Не перебивай, я к тому и веду...
Утрируя, я кратко пересказала диалог, который Гюго сам поместил в книгу и таким образом буквально объяснил построение всего романа. Первая женщина олицетворяет автора, а вторая - попытки читателя докопаться до собственно сюжета

Первый раз я читала роман лет наверное 10-13 назад, а в последнее время мне упорно хотелось его перечитать. И вот наконец звёзды совпали. За прошедшее время мой читательский багаж существенно вырос, многие вещи стали мне гораздо ближе и понятнее, при этом осталось достаточно белых пятен, где я откровенно плавала. Тяжелее всего дались мне описания Парижа. Не описания его архитектурных особенностей, истории возникновения самого города, а именно перечисление названий всего и вся: районов, улиц, переулков, башен, часовен, церквей, дворцов... В общем - реально всего. Складывалось ощущение, что автор сидел с разложенной на столе картой и описывал всё, что видит


В целом книга мне понравилась. Она подобна бурному океану, переменчивому и коварному. То ты спокойно плещешься на волнах сюжета, наблюдаешь за героями, вот Квазимодо привели на площадь для наказаний, ты в предвкушении, в ожидании... А потом вдруг штормовым порывом внимание автора (и соответственно твоё) уносит в сторону небольшого окошечка, выходящего на площадь... и далее следует страниц 20, где нам объясняется, что это за окошечко и какую роль играют подобные ему в истории. В этом весь Гюго. И этим он по-мазохистски прекрасен.
В "Соборе Парижской Богоматери" мастерски сочетаются размышления над несколькими столетиями, прошедшими с описываемого 15 века до века 19-го, в котором написан роман, интересный сюжет и персонажи (Клод Фролло подтвердил звание любимого героя, его история самая по-тёмному пронзительная и безысходная), поэтичный качественный язык, грустные раздумья и меткие саркастичные зарисовки.
Да, читать всё это месиво довольно сложно, но только оглядываясь назад, ты понимаешь, насколько книга классная, и что её захочется перечитать снова, когда-нибудь.