Моей крыше приятно съезжать в сопровождении чужих крыш, выбравших примерно то же направление движения (с)

Художник Борис Райский, вообразивший себя этаким "идейным донжуаном", видит своей высшей целью то, что сам именует "пробуждение женщины для страстей". Однако намеченные им для "пробуждения" жертвы что-то не спешат падать к ногам соблазнителя — красивая молодая вдова заводит роман с другим, а юная воспитанница бабушки Бориса, помещицы Бережковой, Марфинька, предпочитает тихое семейное счастье с положительным и состоятельным молодым поклонником. Когда же в имение Бережковой Малиновку возвращается старшая сестра Марфиньки, таинственная и замкнутая Вера, события принимают совсем иной оборот — неудачливый обольститель Райский влюбляется в нее всерьез и по-настоящему…
Долго я мурыжила эту книгу, и не потому, что неинтересно, а просто медленно она читается. Классически-тяжёловесный гончаровский слог, увесистые описания, подробные психологические портреты и самокопания героев. Целая вереница харАктерных "типажей" России 19 века, приятных и не очень. Главные герои, вызывающие очень противоречивые эмоции.
Борис Райский - этакий баловень судьбы, эгоистичный, легкомысленный, к 35 годам так и не определившийся, что ему делать по жизни, возомнивший себя "артистом" - его бросает из одной крайности творчества в другую, нигде толком не задерживая. Единственное, в чём он твёрдо уверен - что все обязаны жить полной жизнью, не оглядываясь на закостенелые привычки предыдущих поколений. Райский, аки натура творческая, поклоняется красоте, увлекается прелестными женщинами направо и налево и стремится донести до них свои понятия о правильной жизни по современным обычаям. Фамилия у героя, к слову, говорящая - всё витает в своих фантазиях

Но конечно не обошлось и тут без ложки дёгтя.
- Восклицательные знаки. Везде, и это очень утомляет. Если герои шепчут - в конце всё равно восклицательный знак. Если задают вопрос - там тоже восклицательный знак

- Некоторые диалоги. Когда Райский пускается в свои рассуждения о правильной жизни, это превращается в длительное переливание из пустого в порожнее. А когда его собеседницами выступают Вера, Марфинька или София - всё, тушите свет


- Характер Веры. То, как она обращалась с Райским - просто выше моего понимая, её хотелось чем-нибудь легонько стукнуть. По сравнению с ней даже сам Райский, воспылавший к ней страстью в первую же встречу, выглядит вполне нормальным

В общем, книга хорошая, нагруженная подзавязку идейными соображениями, что впору писать сочинение на ту самую "что-хотел-сказать-автор" тему. Сейчас я уже не сильна в подобном, но по мере чтения так и чувствуется, как скрипят и разрабатываются подзаржавевшие уже шестерёнки в мозгу

ps Но блин, как же они все страдают

